Государственный исторический архив немцев Поволжья

г. Энгельс, пл. Ленина, 13
(8453) 56 89 24
archive.engels@yandex.ru
Режим работы и дополнительная контактная информация

Режим работы читального зала:

Понедельник - Среда           с 9:00 до 16:00

обед                                       с 12:00 до 13:00

Для иностранных пользователей:

Понедельник – Четверг       с 9:00 до 16:00

Пятница                                с 9:00 до 15:00

обед                                       с 12:00 до 13:00

 

Информацию о работе читального зала можно получить по телефонам 8(8453)55-67-88, 8(8453)56-89-24.

 

Порядок использования архивных документов в Областном государственном учреждении "Государственный исторический архив немцев Поволжья в г. Энгельсе"

Как найти информацию о предках в архиве немцев Поволжья

Вы являетесь потомком поволжских немцев и приступаете к составлению генеалогического древа? Тогда Вам не избежать запроса в Государственный исторический архив немцев Поволжья. Здесь Вы найдете информацию, как не затеряться в дебрях архивных актов и получить нужные сведения.

Областное государственное учреждение «Государственный исторический архив немцев Поволжья в г. Энгельсе» является хранителем огромного документального наследия по истории заселения Поволжья колонистами и государственного образования немцев Поволжья, а также документов по основной деятельности и личному составу организаций, учреждений и промышленных предприятий г. Энгельса и района, комплектование архива документами продолжается.  Так что состав пользователей многогранен: от ученых и краеведов до получателей справок социально-правового характера.

Справки генеалогического характера весьма популярны и являются едва ли не самыми массовыми среди запросов, поступающих в стол справок архива.

Какие существуют способы получения сведений по истории семьи?

Есть несколько вариантов. Запрос направляется запрос почте или по электронной почте archive.engels@yandex.ru, можно прийти лично в архив и оставить запрос. В этом случае его исполняет сотрудник архива. Такая услуга оплачивается по действующему прейскуранту. Можно самому работать в читальном зале. В данном случае оплата взимается только за изготовление копий документов, если таковые пользователю потребуются.

В читальном зале девять рабочих мест. Режим работы указан на официальном сайте архива engels-archive.ru. Единовременно пользователю выдается 20 дел, заказ выполняется в течение одного - двух дней. Имеется картотека фондов, описи и указатели к ним. Сотрудники архива обязательно окажут поддержку пользователям читального зала.

В 2017 году архив получил грант Международного союза немецкой культуры, став лауреатом в проводимом им конкурсе «Российские немцы в авангарде будущего», и смог издать «Путеводитель по фондам Государственного исторического архива немцев Поволжья». Он содержит характеристики всех фондов архива: органов власти и отраслевых управлений, учреждений, предприятий, коллекций документов, личных фондов, фотодокументов, относящихся к периоду с середины XVIII века до 2016 года. Это издание позволяет легко ориентироваться в документальных фондах даже самому неподготовленному пользователю.

Какие документы являются основными при составлении родословной?

Основными документами при составлении родословной являются:

  • Списки первых иностранных поселенцев в Поволжье;
  • Перепись населения колоний (сел);
  • Ревизские сказки (это документы, отражающие результатыпроведения ревизий (перепись) податного населения _ поименные списки населения, в которых указывалось имя и отчество и фамилия (при её наличии) владельца двора, его возраст, имя и отчество членов семьи с указанием возраста, и отношения к главе семьи);
  • Посемейные списки (это документы, в которых зафиксирован состав семьи);
  • Персональные книги (это тот же посемейный список);
  • Церковные книги метрических записей о рождении и крещении, браке и смерти;
  • Различные списки имущественного характера.

Какой алгоритм действий пользователя, желающего поработать в читальном зале архива над составлением родословной?

          Все достаточно просто. Пользователь обращается в читальный зал, имея при себе документ, удостоверяющий личность. Проходит соответствующую регистрацию. Оставляет заявку на интересующие его дела, с указанием номера фонда, описи, дела. В течении двух дней архивисты подбирают нужные документы и предоставляют их в читальный зал. При этом, необходимо иметь ввиду, что согласно действующим правилам, существует ограничение на выдачу в читальный зал подлинников документов, находящихся на особом режиме учета и хранения, а также находящихся в неудовлетворительном физическом состоянии. Также необходимо учесть, что заказывать единовременно в течение рабочего дня и получать на безвозмездной основе не позднее чем через 2 рабочих дня возможно до 20 дел общим объемом не более 1500 листов документов и 500 листов документов личного происхождения. В случае необходимости превышения нормы выдачи дел, услуга оплачивается по прейскуранту. Есть еще некоторые нюансы, но они рассматриваются по каждому конкретному случаю персонально. Архивисты всегда готовы проконсультировать самостоятельно работающего пользователя.

Каким образом запрос можно направить в архив?

Как уже ранее говорилось, архив получает запрос от пользователя или в электронном виде, или по обыкновенной почте, либо через стол справок при личном посещении. Сотрудник архива рассматривает запрос, выясняет наличие необходимых документов, просчитывает стоимость работ, выставляет счет заявителю. В случае состоявшейся оплаты в полном объеме, архивисты приступают к выполнению запроса.

 Как подготовиться к посещению архива или к отправке запроса?

 В любом случае в начале работы необходимо изучить семейный архив, собрать и проанализировать сохранившиеся документы (копии) родителей, бабушек, дедушек и других родственников, фотографии или информацию (воспоминания) родственников и знакомых.

При обращении в архив с запросом о поиске информации об интересующем человеке или семье желательно иметь следующие сведения:

  • фамилия, имя, отчество (для женщин – девичья фамилия и в замужестве – в зависимости от количества браков);
  • дата рождения: год, месяц, число, если неизвестно, то можно приблизительно, в пределах нескольких лет;
  • место рождения: губерния (область), уезд (район), волость, город, село, деревня и др., в крупных городах – часть, участок, улица, дом;
  • место крещения (усыновление) – собор, церковь, костел, приход и т.п.;
  • национальность;
  • место жительства;
  • дата смерти (если неизвестно точно, можно приблизительно), место захоронения: некрополь, кладбище, погост, братская могила;
  • вероисповедание (лютеране, католики или др.), был ли переход в другую веру;
  • сословие: дворянство, почетное гражданство, казачество, духовенство, городское сословие (мещане, цеховые (ремесленники), купечество, крестьяне);
  • семейное положение: где состоялся брак (венчание) – собор, церковь, костел, приход и т.д., когда, фамилия имя, отчество жены (мужа);
  • место службы (где, когда); титулы, звания, чины, награды (какие, когда и за что);
  • образование: название учебного заведения, факультета, когда учился и закончил;
  • владение землей, недвижимостью (где): губерния, уезд, город, село и т.д.);
  • какими документами об интересующем лице автор запроса располагает и может ли представить их копии;
  • другие известные автору запроса факты и подробности, которые он считает нужным сообщить для проведения поиска: гражданство, подданство (в отношении иностранных граждан), факт опекунства, факт усыновления (удочерения), нахождение под судом, эмиграция семьи и т.д.

Это не значит, что при отсутствии тех или иных сведений архивисты не будут рассматривать запрос. Однако максимальное владение информацией в значительной степени повышает качество исполнения заявки.

 Каковы сроки исполнения запросов и стоимость?

Максимальный срок исполнения запроса сотрудником архива составляет три месяца. Фактически поиск сведений происходит значительно раньше. А цена вопроса всегда очень индивидуальна. С прейскурантом можно ознакомиться на сайте архива. Мы очень рады каждому посетителю и всегда готовы оказать поддержку.

Хотелось бы сразу обратить внимание наших пользователей архивной информации на то, что сведений о выселении граждан по национальному признаку в 1941 году в нашем архиве нет. По этому вопросу необходимо обращаться в Информационный центр ГУ МВД РФ по Саратовской области по адресу: г. Саратов, ул. Соколовая, д. 339.

В случае рождения и смерти родственников в период после 1924 года следует обращаться в Отдел ЗАГС по г. Энгельсу и Энгельсскому району Саратовской области: адрес: 413100, Саратовская область

г. Энгельс, пл. Свободы, д.3; номера телефонов: 8 (8453) 56-52-52, 8 (8453) 56-52-20; электронная почта: Engels@saratovzags.ru.

Также нередко к нам приходят запросы о рождении и смерти родственников, проживающих в других регионах страны. Следует подчеркнуть, что в архиве хранятся документы организаций (в том числе церквей), относящихся к территории бывших Николаевского и Новоузенского уездов Самарской губернии и части Камышинского уезда Саратовской губернии до 1917 года и к территории Трудовой Коммуны Области немцев Поволжья и Автономной Советской Социалистической Республики немцев Поволжья в 1917 – 1941 годах. К сожалению, не все документы, относящиеся к этой территории, находятся у нас. Часть фондов была передана ранее в другие архивы. В настоящее время документы поволжских немцев хранятся в Волгоградском, Самарском и Саратовском областных архивах.

С нетерпением ждем краеведов и исследователей в нашем архиве. Потому что истинная любовь к своей Родине начинается со знания истории края и своей семьи: дерзайте, ищите, узнавайте, берегите, распространяйте.